Социальная политика в России

Социальная политика в России

Основополагающим документом, регулирующим основы со­циальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней от­мечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населе­ния, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федера­ции. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на соз­дание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пунк­те 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гаран­тируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидно­сти, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каж­дый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной за­щиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие зако­нопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: фе­деральном, региональном и местном.

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и эконо­мически активной части населения. Для поддержания благосос­тояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых катего­рий населения используется система гарантированных преиму­ществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются соци­альные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или дру­гих социальных выплат. Социальная защита экономически ак­тивной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосос­тояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициа­тивы, а также обязательного и добровольного страхования от раз­личных видов социального риска.

Решающее значение для реализации системы социальной за­щиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государствен­ных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность ра­бочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на пе­риод профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, посо­бие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременно­сти и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие соци­альные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, присту­пившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стра­тегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в каче­стве явной цели реформ, несмотря на многочисленные деклара­ции о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить реше­ние социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социаль­ной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Прово­димая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, оп­ределяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базо­вый стандарт современного государства должен обеспечивать ос­новные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработ­ная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех пред­приятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Со­гласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а мини­мальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная зара­ботная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходи­мо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она состав­ляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. мини­мальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработ­ной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между мини­мальной и средней заработной платой не достигает такой степе­ни. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравне­ния, минимальная заработная плата в странах Западной, Цен­тральной и Восточной Европы установлена в следующих разме­рах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Сло­вакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся в социальной защищенно­сти и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по на­родному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выпла­ченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотноше­ние между средним размером пенсии (с учетом компенсацион­ных выплат), средней заработной платой работающих и величи­ной прожиточного минимума характеризуется данными, приве­денными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уро­вень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

 
Поиск по сайту