Экономика страны накануне радикальных реформ
Советская экономическая модель представляет собой парадокс XX в. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы производства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкие экономическую эффективность и уровень жизни населения. Большинство исследователей определяют построенный в СССР хозяйственный механизм как административно-бюрократический. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.
На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. 30-е гг. XX в. — период ускоренной индустриализации экономики СССР. Приоритетное развитие, в первую очередь, получают отрасли тяжелой промышленности, выпускающей средства производства. Особое внимание уделяется развитию оборонной промышленности. Следует подчеркнуть, что этот период отличался очень высокими темпами роста промышленного производства. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2—3 раза выше тех, что были в дореволюционной России в 1900—1913 гг. По объему национального дохода к концу 30-х гг. Советский Союз занимал второе место после США, обогнав по многим показателям Францию, Великобританию, Германию, США.
Высокие темпы экономического развития в 30-е гг. породили упрощенность толкования догмы о преимущественном росте производства средств производства. Так, следствием завершения уже первых пятилетних планов стала разбалансированность структуры народного хозяйства. Практически не развивались многие отрасли, такие как текстильная, обувная, химическая и др. Из общих соображений ясно — производство материальных благ (будь то средства производства или предметы потребления) невозможно без I подразделения. Однако данное положение предполагает, что имеет место не просто количественное накопление средств производства, но и их непрерывное совершенствование, связанное с НТП.
Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5—6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50—60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал быстрее, чем в США. После Великой отечественной войны в СССР наращивание объемов производства в I подразделении стало носить самодовлеющий характер, т. е. имело место производство ради производства. Расширение объемов выпуска в I подразделении происходило практически на неизменной технической основе.
Вследствие «холодной войны» и гонки вооружений мощное развитие получает ВПК (IV подразделение) и обслуживающие его отрасли I подразделения. Рост IV подразделения нарушает стабильность экономики. Если вся производственная сфера делится на два сектора (сектор гражданского производства и сектор оборонного производства), то при данном объеме ресурсов рост оборонного сектора может происходить только за счет сокращения сектора гражданского.
В итоге воспроизводственная структура всего народного хозяйства СССР приняла однобокий характер, что проявилось в следующих фактах. Гражданское машиностроение было развито крайне слабо. Отрасли, производящие товары потребительского назначения, оказались не чувствительны к НТП и слабо использовали его достижения. Темпы роста II подразделения значительно отставали от темпов роста I и IV подразделений. Масштабы деятельности II подразделения не соответствовали существовавшему в стране потребительскому спросу, темпы роста II подразделения были явно недостаточными. Имело место низкое качество продукции этого подразделения. Значительно отставала в своем развитии сфера услуг. Темпы роста благосостояния населения неуклонно снижались. Неизбежным результатом деформации структуры экономики, диспропорции между развитием отдельных сфер и отраслей производства явился глубокий и затяжной экономический кризис, начавшийся в стране с 1990 г.
Административно-командная система имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8—9 млн человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стандарту оплаты. Во-вторых, негибкость хозяйственного механизма и его медленная адаптация к переменам. Советская экономика представляла собой крайнюю степень огосударствления. Советская государственная монополия, как и любая монополия, проявляет недостаток гибкости и мобильности, определенную неповоротливость. Адаптационные механизмы в таких системах включаются только тогда, когда противоречия достигают критической точки. В-третьих, функционирование экономики сопровождается накоплением структурных деформаций. В той или иной степени во всех плановых экономических системах наблюдается разрыв между структурой производства и спросом. Кроме того, экономика бывшего СССР характеризовалась гипертрофированным военно-промышленным комплексом.
Социально-экономический кризис российской экономики зародился еще в централизованном плановом хозяйстве. С середины 70-х гг. стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике, В 1982 г. производительность труда в народном хозяйстве была на треть ниже, чем в среднем в 1966—1976 гг., среднегодовой прирост ВНП в 1975—1985 гг. составлял лишь половину его прироста в 1960—1975 гг. эффективность производства в 1981—1985 гг. также была равна 50% от уровня 1975—1980 гг. Со второй половины 1987 г. стал резко расти дефицит государственного бюджета, началась эмиссия денежной массы и, как следствие, обесценение денег. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3 % в год. Излишняя денежная масса обострила товарный дефицит. Доля убыточных предприятий составляла 40 % от их общей численности.
Попытка эволюционного перехода к рынку в 1989—1991 гг. не состоялась в силу многих, как экономических, так и неэкономических, причин. Провалу эволюционного перехода к рынку способствовал значительный отраслевой дисбаланс (громадный военно-промышленный и топливно-энергетический комплекс) и крайне тяжелое состояние сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности. Кроме того, провал этих реформ объяснялся политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима. В дополнение ко всему эти реформы явно запоздали, поскольку старая экономическая система истощила все свои резервы.
Фактически к 1990—1991 гг. распался потребительский рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг, масло животное — 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн т. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12—14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 до 103 млрд долл. К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992—1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994—1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма.