Источники денежных доходов
Основными возможными видами доходов в СССР были заработная плата и премии, общественные фонды потребления, доходы от трудовой деятельности вне общественно организованного производства (например, от личного подсобного хозяйства). Распределение по количеству и качеству труда — главная форма распределения в социалистическом обществе. По данным табл. 20.2 можно сделать вывод о ведущей роли распределения по труду в формировании доходов населения вплоть до 1991 г. Заработной плате принадлежало 70—80 % совокупных денежных доходов, т. е. большая часть необходимого продукта распределялась в соответствии с количеством и качеством трудового вклада работников. Социальные трансферты составляли 7—10 % совокупных денежных доходов. Доход от личного подсобного хозяйства (ЛПХ) был весьма незначителен и составлял 0,3—4 %. Оставшаяся часть приходилась на доходы от других источников (6-9 %).
Структура денежных доходов населения РФ в 1955—1990 гг. (в % от совокупного дохода, принятого за 100 %)
Каждый экономический строй порождает свою форму распределения доходов. В российской экономике совокупные доходы населения формируются за счет следующих источников. Во-первых, большая часть совокупного дохода населения формируется за счет заработной платы. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд, часть стоимости созданной и реализованной продукции (услуг), поступающей работникам предприятий и учреждений. Она должна обеспечивать оптимальное жизненное функционирование и развитие работников. Во-вторых, доходы работников формируются за счет индивидуальной трудовой деятельности и за счет труда в личном подсобном хозяйстве. В-третьих, источником доходов населения являются трансфертные платежи, выплачиваемые за счет различных социальных фондов. С помощью последних государство влияет на структуру доходов и потребления населения. Основная задача социальных фондов — создание достаточно равных, с точки зрения общества, условий удовлетворения определенного круга потребностей всех членов общества. Распределение через социальные фонды характеризуется целевой направленностью поступающих населению средств. Государство определяет круг потребностей, удовлетворение которых нуждается в его вмешательстве. Основным критерием выполнения социальными фондами своего основного назначения служит реальная возможность для представителя любой социальной группы получить образование, иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и занять определенное положение в обществе. Социальные фонды поступают населению в двух формах: доходы в форме денежных и натуральных выплат и безденежные доходы в форме совместного потребления. Доходы в форме денежных и натуральных индивидуальных выплат служат для удовлетворения индивидуальных потребностей и являются дополнительными доходами, повышающими уровень жизни отдельных членов общества. Эти дополнительные доходы включают: стипендии, пенсии, пособия, оплату путевок в санатории и дома отдыха, оплату лечебного питания и очередных отпусков. Безденежные доходы в форме совместного потребления служат для обеспечения совместного общественного потребления и также являются дополнительным доходом, повышающим уровень жизни. Эти доходы складываются из расходов на содержание детских учреждений, учреждений образования, на профессиональное обучение, содержание учреждений культуры и здравоохранения, расходов на социальное обеспечение. В-четвертых,
часть совокупного дохода образуется за счет поступлений от накопленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, дохода от других видов ценных бумаг и процентов по вкладам.
По сравнению с дореформенным периодом ситуация с доходами населения в России изменилась коренным образом. Это изменение связано со значительным увеличением доли доходов от собственности при адекватном Снижении доли доходов в виде оплаты труда (см. табл). Такое распределение доходов вряд ли можно назвать справедливым, поскольку за последние годы такой фактор, как труд значительно обесценился. Снижение доли заработной платы до 60 % совокупного дохода населения — негативная тенденция, которая не приближает, а отдаляет нас от рыночной экономики. В экономически развитых странах доля оплаты труда, как правило, не опускается ниже 65—70 %. Размеры заработной платы позволяют основным категориям населения в достаточной мере удовлетворять свои потребности. Соответственно задействован и механизм трудовой мотивации.
Структура денежных доходов населения РФ в 1992—2007 гг. (в % от совокупного дохода принятого за 100 %)
По мнению большинства специалистов, в России происходит обесценение труда. Низкий уровень оплаты труда является одним из основных факторов маргинализации общества и экономики. Заработная плата, если брать ее средний уровень, перестала выполнять свои основные функции — воспроизводственную, стимулирующую и распределительную. Среднемесячная номинальная заработная плата в России меньше, чем во многих странах мира: в 2004 г. она составляла 234 долл., в 2005 г. — 303 долл., в 2006 — 395 долл. Для сравнения: в Германии — 4080 долл., Канаде — 3080 долл., США и Италии — 2950 долл., во Франции — 2590 долл., Великобритании — 2480 долл., Японии — 2210 долл., Корее — 1300 долл., Мексике — 810 долл., Чили — 774 долл., Турции — 486 долл. На сегодняшний день уровень заработной платы в России примерно в 2,5 раза ниже, чем в Польше, и в 22 раза ниже, чем в Германии. По уровню заработной платы работников Россия занимает 40-е место в Европе, опережая лишь другие страны СНГ, Албанию, Болгарию и Сербию.
Если ранее происходил фактически прямой контроль государства над доходами населения (особенно четко это проявлялось при прямом воздействии государства на оплату труда), то сегодня наблюдается либерализация большей части доходов. Государственное регулирование заработной платы сегодня определяется лишь поддержанием минимально допустимого уровня оплаты труда. Косвенные же методы регулирования государством доходов населения находятся еще в стадии формирования (обоснованное налогообложение, социальное страхование и т. д.).