Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматрива­ются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обыч­но предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Спо­собствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому не­сколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминаль­ные и прочие методы.

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявля­ют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочи­тают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на моно­полизированный рынок, определяются факторами, обеспечи­вающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов моно­полий:

закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку воз­никновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

открытая монополия. В случае открытой монополии рыноч­ная власть фирмы-монополиста является результатом нова­торских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовле­творении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

двусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

 
Поиск по сайту
Главное меню