Эффективность в сфере потребления

Эффективность в сфере потребления

Из теории потребительского поведения известно, что рациональный потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, при­носила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

где Р — цена блага.

Предположим, что в распоряжении потребителя находится только два блага — X и Y. Тогда каждый индивид в экономике установит соотношение

Левая часть равенства представляет собой предельную норму замещения блага X благом Y для потребителя (MRSXY). Пре­дельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Иными словами, пре­дельная норма замещения блага X благом Y может рассматри­ваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y: MRSXY = MUX/MUY.

Учитывая, что MUX/MUY = PX/PY, можно записать: MRSXYPX/PY.

Таким образом, условие потребительской оптимизации заключа­ется в том, что каждый потребитель в экономике приравнивает MRSXY к отношению цен товаров X и Y.

Поскольку все потребители сталкиваются с тем же самым соотношением цен, то MRSXY будет одинаковой для всех потре­бителей, что устраняет любые возможности получения ка­кой-либо дополнительной выгоды от обмена. Иными словами, не существует способа перераспределить потребление этих благ между потребителями таким образом, чтобы сделать кому-то лучше, без того чтобы не сделать кому-то другому хуже.

Распределение ресурсов является эффективным в сфере по­требления, если невозможно перераспределить суммарные объе­мы потребления каждого блага между потребителями так, чтобы улучшить положение, по меньшей мере, одного без причинения ущерба кому-то другому. Поскольку в экономике совершенной конкуренции предельная норма замещения для любой пары благ равна для всех потребителей, то равновесие в подобной экономике является эффективным по потреблению. Условие эффективности в сфере потребления можно записать следую­щим образом:

 
Поиск по сайту