Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы

Фирмы и их типология. Цели деятельности фирмы

Фирмы являются главными субъектами рыночных отноше­ний. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные услуги. По сферам предприни­мательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рек­ламными, юридическими и т. д. При проведении микроэконо­мического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнер­ства и корпорации. Здесь главный критерий— размеры предпри­нимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.

В настоящее время в развитых странах наиболее распростра­нены единоличные владения. Такие фирмы принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязатель­ствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма орга­низации предпринимательской деятельности имеет свои досто­инства и недостатки. Единоличные владения отличаются относи­тельной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хо­зяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственни­ка, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гиб­ким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса пол­ностью зависит от личных качеств и предпринимательских спо­собностей владельца. Вместе с тем данный тип фирмы имеет ряд недостатков. Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуа­ции негативного изменения рыночной конъюнктуры ограничен­ность финансовых ресурсов зачастую является причиной бан­кротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учи­тывая большую вероятность их банкротства. И еще один недос­таток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная от­ветственность по своим обязательствам.

Партнерство возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фир­мы, то каждый из них имеет право на соответствующую часть об­щей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них. Достоинства данной формы органи­зации бизнеса следующие. Во-первых, у партнерств большая финансовая база, чем у единоличных владений. Во-вторых, отно­сительная простота организации. В-третьих, возможность спе­циализации между владельцами фирмами, что предполагает раз­деление хозяйственных функций между ними и позволяет повы­сить эффективность деятельности партнерства. В отличие от единоличного владения, партнерства могут быть достаточно крупными фирмами. Теперь о недостатках. Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом финансовых ресурсов и сложностями в получении кредита. Кро­ме того, у партнерства может возникнуть проблема, не свойст­венная единоличным владениям, — возникновение конфликта интересов среди владельцев. Вероятность внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управле­ния осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в том числе и своим личным имуществом, несут все участ­ники партнерства. И еще один негативный момент — непредска­зуемость существования партнерства во времени, так как выход одного или нескольких партнеров из бизнеса обычно ведет к рас­паду фирмы. Дело в том, что партнерские соглашения носят же­сткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одно­го из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.

Несмотря на недостатки, единоличные владения и партнерст­ва являются доминирующим типом фирм в развитых странах. Эти фирмы обычно небольшие по размерам и в силу этого обстоя­тельства обладают некоторыми чисто технологическими преиму­ществами — гибкостью и возможностью ускоренной переналадки производства, быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка, возможностью организации такой фирмы практически в любой отрасли при минимальном первоначальном капитале.

Корпорация — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получа­ют доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их раз­меру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность кор­порации разделена на части между владельцами в виде акций и паев. После своего учреждения корпорация может распростра­нять ценные бумаги в основном в форме акций и облигаций — это является источником привлечения средств для финансирова­ния деятельности такой фирмы. Корпорация как форма органи­зации предпринимательской деятельности также имеет свои дос­тоинства и недостатки. Среди достоинств следует отметить, во-первых, практически неограниченные финансовые возмож­ности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций. Во-вторых, ограниченная ответственность владель­цев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы. В-третьих, корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет се­рийного выпуска продукции. В-четвертых, существенные мас­штабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что по­вышает эффективность функционирования фирмы. В-пятых, корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственни­ков такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.

Недостатки корпорации можно свести к следующим. Во-первых, это значительные сложности при организации и соз­дании. Во-вторых, как правило, для корпораций характерно раз­деление функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привле­кают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управ­ленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров. В-третьих, в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчи­нение деятельности фирмы интересам крупных владельцев кор­порации. В-четвертых, в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложе­ния доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), кото­рые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.

Существуют и другие подходы, позволяющие классифициро­вать фирмы по типам. В зависимости от поведения фирм на рын­ке и преследуемых ими целей различают предпринимательские фирмы (здесь трактовка понятия «предпринимательская фирма» более узкая; выше фирма рассматривалась как способ организа­ции предпринимательской деятельности), капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.

Итак, предпринимательская фирма обычно небольшая по раз­мерам. Это фирма, организованная и принадлежащая обычно од­ному лицу. Для предпринимательской фирмы характерно объе­динений функций собственности и управления. Главная цель деятельности таких фирм — стремление к максимизации прибы­ли. Если искать соответствия между рассматриваемым подходом к типизации фирм и приведенным выше, то можно однозначно отнести единоличные владения к данному типу фирм и с некото­рыми оговорками сюда можно причислить и партнерства. Капи­талистические фирмы обычно представляют собой крупные хо­зяйствующие субъекты, отличаются множественностью целей — это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыноч­ной власти и т. п. Эти фирмы имеют сложную организационную структуру и принадлежат нескольким владельцам. Капиталистические фирмы обычно существуют в форме корпораций, им свойственно разделение функций собственности и управления. Самоуправляющаяся фирма принадлежит коллективу работников. Такие фирмы мало изучены. Считается, что целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации дохода, полу­чаемого работниками, а также обеспечение занятости. Государст­венная фирма - Некоммерческая, действующая вне рыночных условий, фирма, принадлежащая государству, в которой основ­ные решения принимаются государством или его органами. От предпринимательских предприятий ее отличает лишь то, что здесь речь идет не о частной, а о государственной собственности, но функционирование государственной фирмы полностью опре­деляется рыночными условиями. Деятельность государственных фирм обычно нацелена не на максимизацию прибыли, а на мак­симизацию общественной выгоды. Директорская фирма — такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственно­сти. Основные решения в таких фирмах принимают управляю­щие, а деятельность самок директорской фирмы ориентирована на максимизацию выгод, получаемых управляющими. Считается, что такой тип фирм получил широкое распространение в нашей стране в результате ваучерной приватизации, породившей неко­торую неопределенность с правами собственности. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению ди­ректората к максимизации собственной выгоды.

Итак, вопрос о приоритетных целях деятельности фирм нами уже затронут» Теперь наша задача их конкретизировать. Наблю­дение за поведением хозяйствующих субъектов позволяет гово­рить о множественности целей деятельности таких иерархиче­ских структур, как фирмы. Целевые установки фирм, действи­тельно, многообразны и могут меняться. Один из важнейших показателей результатов деятельности фирмы — выручка от реа­лизации производимой продукции. Целью фирмы может быть максимизация выручки. Многие фирмы в качестве основной цели деятельности ставят перед собой обеспечение экономиче­ского роста на предприятии, проявляющегося в наращивании объемов производства, росте выручки, позитивной динамике ос­новных результирующих показателей, а главное, в увеличении доли рынка. Экономический рост на предприятии — индикатор успешности бизнеса, база для достижения более долгосрочных целей. Фундаментальным мотивом деятельности многих фирм является выживание в долгосрочном периоде. Это особенно ак­туально для фирм, функционирующих в конкурентной рыночной среде или близкой к ней. Выживание в долгосрочной перспекти­ве предполагает постановку ряда промежуточных целей: внедре­ние и совершенствование технологий, повышение качества про­дукции, инновационная деятельность, диверсификация произ­водства. В случае когда фирма представляет собой сложную иерархическую структуру корпорационного типа, целью ее дея­тельности может стать стремление к удовлетворенности, связанное с необходимостью поиска компромисса интересов сторон.

В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации при­были, поскольку это основной мотив осуществления предприни­мательской деятельности. Даже при наличии альтернативных це­лей любая фирма будет нацелена на получение удовлетворяюще­го ее уровня прибыли. И этот мотив деятельности будет присутствовать всегда. Без этого невозможно обеспечить выжи­ваемость фирмы в условиях рыночной конкуренции. И еще один аргумент — прибыль является главным источником вознагражде­ния предпринимателя, а ее отсутствие можно рассматривать как антистимул к осуществлению хозяйственной деятельности.

Опираясь на положение о получении прибыли как основном мотиве хозяйственной деятельности фирм, мы и будем проводить дальнейший анализ. До последнего момента, описывая цели дея­тельности фирмы, мы ссылались на такие показатели, как выруч­ка, прибыль. Теперь наша задача уточнить суть этих понятий, выяснить их экономическое содержание. Но прежде необходимо изучить сущность, виды и особенности издержек производства, величина которых будет предопределять наличие иди отсутствие прибыли у производителя, ее величину, а значит и возможность реализации основной цели фирмы — максимизацию прибыли.

 
Поиск по сайту