Кругооборот товаров и доходов с участием государства и сектора «внешний (остальной) мир»
Модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов, рассмотренная выше, позволяет проиллюстрировать сложную взаимосвязь экономических процессов в обществе. Однако она представляет собой простейшую модель рыночной экономики и не лишена недостатков. В частности:
1. Рассмотренная схема не показывает сделки внутри самих секторов бизнеса и домохозяйства, например продажу станков и оборудования одним предприятием другому.
2. Модель не иллюстрирует процессов ценообразования, т. е. не объясняет, как формируются цены на экономические ресурсы, товары и услуги.
3. В рамках данной модели не учитывается экономическая деятельность государства, которое, являясь полноправным субъектом рыночного хозяйства, взаимосвязано как с домохозяйственным сектором, так и с сектором бизнеса. Домашние хозяйства платят государству индивидуальные налоги (подоходный налог, налог на имущество и т. п.) и получают от государства разного рода трансфертные выплаты (пенсии, стипендии, различные социальные пособия). Бизнес также платит государству налоги (например, налог на прибыль, на добавленную стоимость), а от государства получает трансферты в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов и т. п. На рынке факторов производства государство может приобретать экономические ресурсы для государственных производственных предприятий, а на рынке товаров и услуг — потребительские блага, необходимые для реализации экономических функций государства. Участие государства в экономической жизни можно отразить в рамках модели круговых потоков.
4. Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике, исключает экономическую деятельность на международных рынках. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйственного субъекта — заграницы («внешнего (остального) мира»).
5. Данная модель предполагает, что в экономике нет сбережений, т. е. домохозяйства расходуют весь свой доход, поэтому величины потоков доходов и расходов являются постоянными. На практике же часть доходов сберегается. Допустим, приблизительно 10 % от величины располагаемого дохода сберегается и лишь оставшаяся часть (около 90 %) будет потрачена.
6. Схема не отражает существование финансовых рынков и их роль в экономике. В самом общем виде можно сказать, что финансовые рынки позволяют решить так называемую проблему сбережений. Сбережения представляют собой своего рола «изъятия» из общего потока доходов в экономике, что ставит под сомнение возможность осуществления кругооборота. Если через систему финансовых рынков эти сберегаемые средства перераспределить и предоставить бизнесу в виде средств для инвестирования, то эти «изъятия» вольются в экономику в виде инвестиций, которые можно трактовать как «инъекции» в поток «доходы—расходы». Введение финансового рынка в модель круговых потоков еще более ее усложнит.
В открытой экономике при участии государства и с учетом существования финансовых рынков схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства в целом остается прежней, хотя и усложняется. Однако условие равновесия макросистемы, сформулированное выше как тождество стоимостного объема производства и совокупных расходов домохозяйств, теперь не выполняется. Ведь из потока «доходы—расходы» производятся «изъятия» («утечки») в виде налоговых платежей, импорта и сбережений. Таким образом, «изъятием» является любое использование дохода, не направленное на приобретение производимой в экономике продукции. Вместе с тем в поток «доходы—расходы» вливаются государственные расходы, экспорт и инвестиции, т. е. появляются «инъекции», или «вливания». Под ними понимают любые дополнения к домохозяйственным расходам на продукцию, производимую внутри страны.
Теперь денежный и товарно-ресурсный потоки будут осуществляться беспрепятственно при условии равенства расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира стоимостному объему производимой в экономике продукции.