Банки и мультипликатор денежного предложения
Главная активная операция коммерческих банков — кредитование. При выдаче кредитов коммерческие банки создают безналичные деньги и увеличивают денежное предложение. Количество денег увеличивается в соответствии с мультипликатором денежного предложения. Механизм мультипликатора денежного предложения рассмотрим на примере.
Допустим, некоторая фирма продала свои товары за 100 000 ден. ед. и положила эти деньги в банк А. Банк может выдать эти деньги в качестве кредита другой фирме. В соответствии с банковским законодательством часть этой суммы резервируется в центральном банке. Предположим, что норма обязательных резервов составляет 10 %. В этом случае банк А может дать кредит в размере 90 000 ден. ед. При предоставлении кредита на 90 000 ден. ед. количество денег (денежное предложение) увеличивается со 100 000 до 190 000 ден. ед., причем 90 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком А.
Фирма, получившая кредит на 90 000 ден. ед. покупает необходимые ей товары у третьей фирмы, которая кладет выручку на счет в банк Б, банк Б использует эти денежные средства для кредитования четвертой фирмы. При норме обязательных резервов 10 % сумма кредита составит 81 000 ден. едя В результате этого количество денег увеличивается со 190 000 до 271 000 ден. еду;
81 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком Б. Банки А и Б вместе создали 90 000 + 81 000 = 171 000 ден. ед. дополнительных денег.
Создание денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (100 000 ден. ед.) не будет использована в качестве обязательного резерва. В результате мультипликационного эффекта банками при предоставлении кредитов будет создано такое количество безналичных денег, которое в несколько раз превысит первоначальный вклад. Увеличение денежного предложения происходит в соответствии с мультипликатором денежного предложения, который рассчитывается по формуле
k = 1/Норма обязательных резервов, % х 100%
В нашем примере мультипликатор денежного предложения равен 10. Таким образом, первоначальный вклад на денежный счет в банк А в размере 100 000 ден. ед. может увеличить количество денег в обращении до 100 000 10 = 1 000 000 ден. ед., т. е. в 10 раз.
Мультипликатор денежного предложения — коэффициент, характеризующий увеличение (мультипликацию) денег на депозитных счетах коммерческих банков при предоставлении кредитов.
Следует иметь в виду, что мультипликатор денежного предложения приводит не только к увеличению, но и к уменьшению денежного предложения. Происходит это тогда, когда фирма изымает со счета в банке свои деньги, например для выплаты заработной платы.
Итак, кейнсианский мультипликатор работает и в денежно-кредитной сфере. Если не учитывать этот мультипликационный эффект, то в один момент непродуманным изменением нормы резервирования можно расстроить денежную систему страны. Банки, таким образом, влияют на предложение денег, кредитные отношения. Эффект создания коммерческими банками новых денег при предоставлении кредитов активно используется центральными банками при проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки, с помощью различных инструментов управляя деятельностью коммерческих банков, регулируют объем денежного предложения и, в конечном счете, ставку ссудного процента.