Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

В наследство от плановой экономики России досталось ог­ромное количество абсолютных монополий и олигополии. Экономика бывшего СССР представляла собой единый народ­нохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие было частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение конкретной потребности населения всей страны обычно обеспечивалось двумя-тремя предприятиями, ориенти­рованными на производство определенного товара. В качестве основных причин такой концентрации производства можно упомянуть следующие основные обстоятельства — стремление реализовать положительный эффект масштаба производства, удобство централизованного управления ограниченным числом крупных предприятий.

И здесь ясно отслеживаются различия в природе и характере монополизма в плановой экономике и экономике рыночной. Социалистический монополизм имел в своей основе сознатель­ное создание одного или нескольких производителей того или иного товара. В странах с рыночной экономикой монополизация в основном происходила на основе объединения или за счет по­глощения ранее независимых (конкурирующих) фирм. Кроме того, у советского предприятия-монополиста отсутствовали ка­кие-либо возможности осуществить монополистические зло­употребления, поскольку и уровень цен на продукцию, и объемы ее выпуска определялись государством плановыми методами. То есть советские монополии не получали сверхприбыли, не было у них возможности завысить цену на свою продукцию или сокра­тить объемы производства.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных пре­образований привело к усилению монополистических тенден­ций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйство­вания — либерализация экономики, проявившаяся для монопо­листов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверх­прибылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет зани­жения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативны­ми последствиями монополизации. Здесь стоит упомянуть и ма­лономенклатурный характер производимой монополиями про­дукции, что также являлось пережитком социалистического про­шлого. Как следствие — отсутствие потребительского выбора и развитие инфляционных процессов.

Можно выделить три основных направления снижения сте­пени монополизации российской экономики.

1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако воз­можности прямого разукрупнения крупных производителей-мо­нополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомя­нуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разде­лить на отдельные части без полного разрушения.

2. Создание конкурентной среды в монополизированной от­расли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможны­ми, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная кон­куренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечест­венные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к лик­видации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.).

3. Самый предпочтительный вариант — создание новых пред­приятий, способных конкурировать с существующими предпри­ятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнитель­ных инвестиционных вложений Л а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности.

Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит ска­зать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупот­реблений.

В России главным органом, реализующим антимонополь­ную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятель­ность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важ­ными из них являются законы, определяющие функции государ­ства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естествен­ных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкурен­ции и об ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках», закон «О естественных монополиях», в содер­жание которых правительство регулярно вносит поправки, реа­гируя на текущие изменения ситуации в экономике.

Что касается регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулиро­ванию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, комму­нальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных моно­полий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на то­вары, производимые искусственными монополиями. К послед­ним относились предприятия, контролирующие более 35 % рынка.

Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное вни­мание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкурен­ции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков.

 
Поиск по сайту