Механизм российских реформ

Механизм российских реформ

В марте 1985 г. М.С. Горбачев был избран Генеральным сек­ретарем ЦК КПСС, а месяцем позже он объявил о курсе на пе­рестройку. В октябре 1991 г. на пятом съезде народных депута­тов президент РФ Б. Ельцин объявил о проведении радикальных экономических реформ.

Либерализация экономики.

В январе 1992 г. был сделан пер­вый шаг на пути к рыночной экономике: цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Кон­троль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовре­менно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравне­нию с 1991 г. составил 2508 %'. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100—150 раз при росте средней заработной платы в 10—15 раз.

В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в миро­вом промышленном производстве составляла около 20 %, а в мировой торговле — лишь около 1 %. В эпоху плановой эконо­мики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешне­экономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Правительство отказалось от механизма множественно­сти курса рубля, т. е. применения специальных курсов рубля при покупке государством части экспортной выручки в твердой ва­люте у экспортеров, при выделении валютных ресурсов бюджетным организациям и пр. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок.

Разгосударствление.

Первым нормативным актом, знаменую­щим начало преобразований собственности стал закон «Об ин­дивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформато­ров только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответ­ствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 де­кабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государст­венный бюджет.

Приватизация в России проходила в три этапа:

• ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивиду­альных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Вы­дача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца ян­варя 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн вауче­ров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность при­обретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г . На эту дату в России было приватизировано 75,4 % предприятий тор­говли, 66,3 % общепита, 76,4 % обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе;

• денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап при­ватизации начался с момента вступления в силу Указа Пре­зидента РФ, утвердившего «Основные положения государ­ственной программы приватизации государственных и му­ниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестицион­ных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов привати­зации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвер­тация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на са­мостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала прива­тизации;

• приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Спе­цифическая черта третьего этапа приватизации — отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) прива­тизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизирован­ными предприятиями.

Общая оценка проведенной в России приватизации собст­венности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущем­ления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. По информации Левада-Центра, оценки населением ваучерной приватизации в основном резко негативны. Лишь 10 % полагают, что «это был шаг к тому, чтобы люди стали собственниками», а 3 % — что это была попытка «оказать людям материальную поддержку». Боль­шинство (61 %) видят в этой акции «показуху, которая ничего не изменила», 13 % — средство для обогащения чиновников. При этом только 5 % опрошенных считают, что их семья выиграла от приватизации госсобственности, 68 % — что они скорее проиг­рали от этого. Поэтому всего 12 % готовы поддержать закрепление собственности за ее нынешними владельцами, а 72 % скло­няются к тому, чтобы вскрыть беззакония, связанные с привати­зацией.

Необходимо отметить, что на протяжении всех рассмотрен­ных периодов в России проходила и малая приватизация, т. е. Продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и обще­ственного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватиза­ция жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказа­лась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермер­ском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей обществен­ной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято поста­новление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.

Макроэкономическая   стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к мето­дам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась же­сткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск ин­фляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реа­лизован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был уже­сточен в 1994—1995 гг. На фоне значительного спада промыш­ленного производства (в мае 1994 г. отмечалась его рекордная величина — почти 30 %) он характеризовался некоторым сниже­нием темпов инфляции (потребительские цены в 1993 г. вырос­ли примерно в 9 раз). Третий этап макроэкономической стаби­лизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потре­бительские цены выросли примерно в 2 раза. В 1996 г. россий­ская инфляция вошла в относительно «нормальные» рамки и со­ставила 22 % в год.

Российская экономика, как и большинство переходных эко­номических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы.

Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хо­зяйства) произошло более чем вдвое, а капитального строительст­ва — более чем втрое. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономи­ку далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.).

Экономические потери страны от шокотерапевтических ре­форм весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социаль­ной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономи­ческих преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.

Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом не­обходимо отметить, что никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную эко­номику такого масштаба. Результатом преобразований россий­ской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на националь­ное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая ин­дустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести ли­берализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.

Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о суще­стве и характере ее дальнейшего развития. Экономические итоги последних лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, экономический рост) дают повод к оптимизму. Успехи России в деле реформирования экономики начинают получать признание в мире. Растет авторитет нашей страны на мировой арене. По данным компании Global В Market Insite, национальный бренд «Россия» стоит 663 млрд долл. Наша страна расположилась на 13-й позиции в списке из 35 стран, заняв место между Китаем (712 млрд долл.) и Швейца­рией (558 млрд долл.). Первое место у бренда «Соединенные Штаты Америки», который оценивается в 17,9 трлн. долл.

 
Поиск по сайту