Экономические теории, альтернативные классической политэкономии

Экономические теории, альтернативные классической политэкономии

Первая половина XIX в. ознаменовалась появлением альтер­нативных классической школе течений экономической мысли, предлагавших иные, чем у классиков, модели социально-эконо­мического устройства общества.

Основателями школы экономического романтизма являются французские экономисты Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Экономиче­ский романтизм — это направление экономической мысли, вы­ражающее интересы мелкой буржуазии.

С. Сисмонди полагал, что политическая экономия является нравственной наукой, учитывающей человеческий фактор. Яв­лялся противником крупной промышленности и экономического либерализма. Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство. Сисмонди отмечал, что свободная конкурен­ция ведет к обнищанию громадного количества населения, кон­центрации богатства у узкого круга лиц. Он выступал против принципа невмешательства государства в экономику. Осуждал факт ухудшения положения рабочих в результате промышленной революции. Для улучшения их положения предлагал ввести со­циальное обеспечение за счет предпринимателя, ограничить про­должительность рабочего дня, установить минимальную заработ­ную плату и пр. Сисмонди, в отличие от классиков, полагал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребитель­ский спрос, поэтому кризисы перепроизводства являются в эко­номике постоянным явлением. Недостаточность потребитель­ского спроса объяснял низким покупательным спросом пролета­риата, ограниченного, по его мнению, предметами потребления и существованием накопления со стороны капиталистов, кото­рые сберегают значительную часть своего дохода с целью даль­нейшего расширения производства.

К сведению. Семья С. Сисмонди принадлежала к старинной женевской аристократии. По окончании духовной коллегии по­ступил в университет, который ему не удалось закончить в свя­зи с тяжелым материальным положением семьи. Работал в од­ном из банкирских домов Лиона. Свои первые научные произ­ведения пишет, управляя хозяйством на усадьбе своего отца.

П. Прудон, также как и С. Сисмонди, в своих работах крити­ковал капиталистическую систему хозяйствования, в которой наемный работник оказывался в невыгодном и тяжелом положе­нии. Однако в отличие от Сисмонди, Прудон, защищая интере­сы мелкой буржуазии, не отрицал капитализм, а хотел его улуч­шить. Прудон — теоретик анархизма, давший основательную критику современного ему государства. Он выдвинул идею заме­ны государства договорными отношениями между индивидами, общинами и группами производителей. Ученый категорически отрицал идею революционного устранения этого несправедливо­го общества. Идея отмены правительства у Прудона основывает­ся на том, что в результате реформ возможно слияние классов. Он выработал программу социальных реформ, которая включала введение возрастного ценза на наемный труд малолетних детей, сокращение продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, сдерживание развития монополий и др.

К сведению. П. Прудон родился в семье крестьянина. Его отец попытался организовать собственное дело, но лишился всего и довел семью до нищеты. Прудон помогает родителям по хозяйству, учится в колледже, подрабатывает в гостинице, ак­тивно занимается самообразованием. Материальные трудности вынудили его оставить колледж и пойти рабочим в типографию. В дальнейшем он работает управляющим фирмы, по-прежнему занимается самообразованием. Парижане избирают Прудона депутатом в Национальное собрание.

Экономический утопизм имеет давнюю историю. Ранние со­циалистические утопии, начиная с сочинений Платона и закан­чивая произведениями англичанина Томас Мора (1478—1535), итальянца Томмазо Компанеллы (1568—1639), не опирались на какие-либо строгие экономические теории и представляли собой рассуждения философов об идеальном обществе. Здесь уместно вспомнить теорию справедливого государства Платона. Спустя века на тему равенства и социальной справедливости рассуждал Фома Аквинский. Томас Мор, автор «Утопии», в которой осуж­даются деньги и частная собственность, пропагандируется ра­венство, уничтожение общественных классов и обязательный труд для всех, был обвинен в государственной измене и казнен. Томмазо Кампанелла за свои идеи более 25 лет проведет в тюрь­ме, где напишет «Город Солнца», в котором изобразит общество без денег и без частной собственности. Название труда Томаса Мора станет нарицательным и обозначит собой целое направле­ние экономической мысли — экономический утопизм.

Однако в первой половине XIX в. утопический социализм обогатил свою экономическую базу и направил усилия на борьбу с эксплуатацией в обществе. Социализм — направление эконо­мической мысли, в основе которого лежит равенство (прав, обя­занностей, достатка) и общность собственности. Ведущими пред­ставителями утопического социализма этого времени были Ро­берт Оуэн (1771 — 1858) в Англии, Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) и Шарль Фурье (1772-1837) во Франции. Они, каж­дый в своем понимании, выдвинули идею создания будущего об­щества. Сторонники школы полагали, что будущее принадлежит крупному общественному производству, основанному на свобод­ном труде; предлагали посредством реформ перейти к обществу социальной справедливости, которое будет обществом изобилия и обеспечит удовлетворение человеческих потребностей, расцвет личности. Взгляды социалистов-утопистов, по большей части, не имели под собой экономической основы и представляли рассуж­дения философов, руководствовавшихся благими идеями.

Сен-Симон полагал, что человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие индуст­риализма. По Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, ка­ждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей.

К сведению. Сен-Симон родился в Париже и вырос в на­следственном замке на севере Франции. Он получил хорошее образование. Сен-Симон был очень богат, но за годы револю­ции он потерял свое состояние и чудом спасся от гильотины. Однако предприимчивый и талантливый молодой человек за­нялся финансовыми спекуляциями и вновь смог обогатиться. Занятия бизнесом сочетает с изучением естественных наук, по­литической экономии. Приверженец социалистических идей, он отказывается от графского титула и дворянского звания. По­следние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств существова­ния, он искал любой заработок. На старости лет попал под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии.

Ш. Фурье также осуждал капиталистическую систему хозяй­ствования, взамен которой предлагал создание трудовых товари­ществ — фаланг, которые располагались бы в огромных помеще­ниях — фаланстерах. Численность фаланг составляет 1—2 тысячи человек. Объединенные в ассоциации люди коллективно трудятся и отдыхают. Строй ассоциации позволяет, по его мнению, создать крупное коллективное и механизированное сельское хозяйство и промышленное производство. Такой хозяйственный механизм позволит перейти к общественной собственности. Роль государ­ства в таком обществе, по мнению Фурье, крайне незначительна.

К сведению. Единственный сын в семье, Ш. Фурье унаследо­вал состояние и дело своего отца, который был состоятельным купцом. Образование он получил в учебном заведении иезуитов. Демонстрировал отличные способности к наукам, литературе, музыке. За годы революции все имущество Ш. Фурье погибло, сам он некоторое время провел в тюрьме. Себе на жизнь Фурье зарабатывал службой в торговых домах Парижа и Лиона.

Р. Оуэн был категорическим противником частной собствен­ности. Он полагал, что на смену частной собственности и лич­ному интересу должна прийти общественная собственность и общий труд. Он выдвигал идею коллективного владения средст­вами производства. Деньги, по его мнению, должны быть отме­нены, их следует заменить квитанциями, удостоверяющими количество затраченного работником труда. Оуэн, в отличие от на­званных ранее экономистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия, где попытался создать идеальную промышленную общину. Рабочий день на предприятии длился 10,5 часов вместо обычных 16 часов, создавались детские сады и школы, работала народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. В результате выросла производительность труда, реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на аналогичных предприятиях, бизнес процветал. Однако после конфликта с совладельцами Оуэн был вынужден уйти, и блестящий эксперимент закончился.

К сведению. Р. Оуэн родился в семье мелкого лавочника. Рос талантливым и способным к наукам ребенком. Однако ему не удалось завершить школьное образование. Тяжелое матери­альное положение вынудило его искать работу, долгое время он работал приказчиком на мануфактурных предприятиях. Оуэн сумел завести собственное небольшое прядильное предприятие, затем стал управляющим и совладельцем крупной текстильной фабрики. Будучи длительное время крупным фабрикантом, Оуэн реализовал мероприятия по решению социальных про­блем рабочих в условиях фабрично-заводской организации об­щественного производства.

У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэко­номию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономи­ческая теория является не универсальной, а национальной нау­кой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию.

К сведению. Отец Ф. Листа был состоятельным ремеслен­ником. Лист получил хорошее школьное образование, после чего пытался помогать отцу в мастерской. Юношу отдали в уче­ние к писцу, где он достиг больших успехов. Лист поступил на государственную службу, которой отдал десять лет. Затем занимал должность профессора кафедры государственного управле­ния. Лист не являлся профессиональным ученым-экономистом. Он обладал большим талантом литератора и оратора. Значи­тельную роль в его жизни играла парламентская деятельность.

Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утвер­ждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи суще­ствовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимо­сти от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, ис­торическая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и обществен­ной жизни, признавали только эволюционную форму развития.

 
Поиск по сайту