Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе  продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по по­току расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъ­являющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, го­сударство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохо­зяйств на потребительские товары и услуги; спрос производите­лей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потре­бителей (этот показатель корректируется с учетом спроса нацио­нальных потребителей на импортную продукцию). Таким обра­зом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:


где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

Анализ совокупного спроса во многом аналогичен анализу индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, опре­деляющим его величину, является уровень цен в экономике. За­висимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивиду­альным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффек­ты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, по­скольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к от­дельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в сово­купный спрос. Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими законо­мерностями.

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процент­ной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависи­мость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в эконо­мике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инве­стиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высо­кая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потреби­тельских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финан­совые активы представляют собой форму «овеществления» бо­гатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в эко­номике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, сни­жая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбереже­ния. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены умень­шать свои расходы, и величина совокупного спроса сокраща­ется.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эф­фект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокраще­ние экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге пока­затель чистого экспорта будет сокращаться, в результате умень­шится и объем совокупного спроса.

Все перечисленные факторы обуславливают изменение объе­ма совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Гра­фическая интерпретация такой зависимости выглядит стандарт­ным образом и похожа на график индивидуального или рыноч­ного спроса.

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основ­ных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские рас­ходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.

Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:

1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финан­совых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стои­мости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.

2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку до­мохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, ис­пользовать для погашения имеющейся задолженности. Следова­тельно, совокупный спрос будет сокращаться.

4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и со­вокупного спроса.

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть свя­зано с:

1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте.

2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относи­тельно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвести­ционные товары и сдвигают кривую AD вправо.

3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса.

4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприму яти и неиспользуемых  мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы.

5. Существующим уровнем технологии и быстротой мораль­ного старения оборудования. Чем быстрее развивается науч­но-технический прогресс, тем чаще предприниматели испыты­вают необходимость в обновлении оборудования, тем выше ин­вестиционные расходы и совокупный спрос.

Динамика государственных расходов будет определяться целя­ми макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей политики государ­ство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживаю­щей экономической политики будет иметь следствием обратный результат — совокупный спрос будет сокращаться.

Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны:

1. Изменением уровня ВВП в странах торговых партнерах. Чем выше ВВП в этих странах, тем выше уровень их благосостоя­ния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличива­ется спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экс­портирует страна, AD которой мы изучаем. В таком случае будет расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны ино­странных покупателей расширил национальный экспорт. Увели­чение Хn будет означать и возрастание совокупного спроса.

2. Динамикой валютных курсов. Так, обесценивание нацио­нальной валюты по отношению к валютам других стран увели­чивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Х„ будет расти, будет расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты, естественно, будет иметь обратный результат.

К сведению. Здесь были перечислены далеко не все нецено­вые факторы, влекущие изменение совокупного спроса, по­скольку невозможно охватить все причины, вызывающие изме­нение конъюнктуры на национальном рынке или внешнеэко­номической конъюнктуры, так или иначе отражающиеся на совокупном спросе.

К сведению. Ценовые и неценовые факторы по-разному влияют на совокупный спрос. Неценовые факторы будут сдви­гать график совокупного спроса вправо или влево, меняя сам со­вокупный спрос. Действие ценовых факторов (изменяется уро­вень цен в экономике) приводит к изменению величины (объе­ма) совокупного спроса. При этом положение графика AD на плоскости не меняется, меняется лишь положение точки на кри­вой AD, т. е. комбинация «уровень цен—объем реального ВВП».

 
Поиск по сайту