Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки монополистической конкуренции

Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, ис­пользуя известные подходы — сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС. При этом необходимо учесть, что:

• кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсо­лютно эластичной, как при совершенной конкуренции;

• чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса;

• будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т. е. от АТС.

Графически это показано на рисунке.

Величины р и q — параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (mr и MС). Если точка а лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник abfp), т. е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции.

Когда цена превосходит средние общие издержки, фирма по­лучает экономическую прибыль, величина которой будет соот­ветствовать площади прямоугольника PACD.

К сведению. Использование метода сопоставления валовых показателей (TR и ТС) даст идентичные результаты. Причем графически случай максимизации прибыли монополистиче­ским конкурентом будет выглядеть, как представлено на рис. 6.11, ведь падающий характер графика спроса «породит» именно такую форму графика валового дохода. В случае когда исследуемая фирма минимизирует убытки, график TR будет расположен под графиком ТС, но выше кривой переменных издержек TVС. Наименьшие убытки будут определяться по наи­меньшему расстоянию между TR и ТС.

Если какая-то отраслевая фирма начинает получать эконо­мическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сиг­налом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Уже говорилось, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т. е. новые фирмы не столкнутся с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться.

Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на ее продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т. е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного до­хода рассматриваемой фирмы. В долгосрочном перио­де вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответст­венно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы бу­дут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нуле­вые экономические убытки, т. е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам, а график Спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек.

На рисунке в результате входа новых фирм в отрасль график спроса сместился из положения DX1 в положение DX2. Равновес­ное положение отдельной фирмы будет характеризоваться точ­кой А на графике спроса DX2. Эта точка соответствует объему производства Q, определенному исходя из критерия MR = МС. Реализовывать свою продукцию фирма будет по цене P, причем данный уровень цены соответствует средним издержкам на еди­ницу продукции при объеме выпуска Q. Именно точка А и будет точкой безубыточности данной фирмы.

К сведению. В долговременном периоде в условиях монопо­листической конкуренции некоторые фирмы могут получать Экономические прибыли, в частности, речь идет о производителях, владеющих патентам и, обеспечивающими им несколько большую рыночную власть по сравнению с конкурентами.

Кроме того, если финансовые проблемы, сопряженные с входом на данный рынок, слишком значительны, это может закрепить эко­номические прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

К сведению. Так же, как в случае совершенной конкурен­ции, в долгосрочном периоде при монополистической конку­ренции каждая фирма функционирует в точке безубыточности. Однако при совершенной конкуренции, в силу ее специфики, в долгосрочном периоде достигались условия экономической эф­фективности.

Известно, что экономическая эффективность требует трой­ного равенства Рх = МС=АТС Равенство Рх = МС отражает эф­фективное использование ресурсов. Равенство Рх = min АТС оп­ределяет высокую производственную эффективность. На рынке монополистической конкуренции ни одно из этих тождеств не выполняется.

На рынке монополистической конкуренции:

1. Цена больше предельных издержек (Рх> МС) — точка Р лежит выше точки С, следовательно, не существует эффектив­ного распределения ресурсов.

2. Фирма функционирует в точке А, а минимальное значе­ние средних издержек на производство единицы товара характе­ризуется точкой В, которая расположена ниже А. Это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощ­ности и Qopt> Q, т.е не достигается производственная эффектив­ность.

3. Однако потери общества относительно невелики, так как цены на рынке монополистической конкуренции не могут быть сильно увеличены из-за существования конкуренции, эластич­ности спроса и дифференциации продукции.

 
Поиск по сайту