Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики

Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики

Очевидно, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной.

Существование рынков несовершенной конкуренции (в пер­вую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недо­производство, и завышение цен, и неэффективное производст­во, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, напри­мер, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе про­дукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC.

SΔABС= SΔACE+ SΔBCE, где SΔBCE — потери излишка по­требителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. SΔACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).

Кроме того, потребители монопольного продукта вынужде­ны мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к сво­им интересам, что было бы невозможно в условиях конкурент­ного рынка. Серьезную опасность представляет собой монопо­лии в том смысле, что их существование подавляет действие ры­ночного механизма саморегуляции.

Наличие отрицательных последствий функционирования мо­нополий приводит к необходимости их сглаживания государст­вом посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование на­правлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и сниже­ние его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограни­чении монополистических злоупотреблений.

К сведению. Здесь стоит сделать некоторые пояснения. Наибо­лее простым способом предотвращения негативных последствий монополий может показаться вариант простой демонополиза­ции — путем принудительного дробления крупной компании на несколько мелких фирм. В этом случае монополизированная от­расль превращается в конкурентную. На самом деле такой вариант в большинстве случаев невозможно реализовать, поскольку подоб­ным преобразованиям будет препятствовать положительный эф­фект масштаба производства. Иными словами, мелкие фирмы не смогут производить данный товар столь же эффективно (с наи­меньшими издержками), как это делает крупная компания (в дан­ном случае речь идет об естественных монополиях).

Одной из основных мер антимонопольного регулирования ста­новится принятие антимонопольного законодательства. Не случай­но, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало анти­монопольное законодательство. Практика антимонопольного регу­лирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:

• обычно государство запрещает заключение договоров, на­правленных на ограничение производства и торговли ка­ким-либо товаром;

• запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияния­ми фирм;

• запрещается так называемая ценовая дискриминация по­требителей по какому-либо признаку;

• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного бла­га становится непременная покупка какого-либо другого;

• запрет на приобретение акций конкурентов, если это сни­жает уровень конкуренции в отрасли;

• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирую­щих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

• запрещается монополизация производства выше опреде­ленного уровня в руках одной фирмы;

• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное пове­дение;

• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае за­вышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, осо­бенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государст­венного регулирования искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующи­ми фирмами.

К сведению. Сам термин «искусственная монополия» обыч­но предполагает достаточно широкую трактовку. Здесь имеется в виду не только рыночная власть одного единственного произ­водителя в отрасли, но и преобладание на рынке нескольких в той или иной степени сотрудничающих фирм, т. е. олигополистические рыночные структуры.

 
Поиск по сайту